ВИНЧЕНЦО  БЕЛЛИНИ

"Норма" (Norma)



главная | оперы | дискография | ссылки | почта

Винченцо Беллини


Лирическая трагедия в двух действиях; либретто Ф. Романи по одноимённой драме А. Суме.
Первая постановка: Милан, театр "Ла Скала", 26 декабря 1831 года.

Главные персонажи: Норма (сопрано), Поллион (тенор), Адальжиза (сопрано), Оровез (бас), Флавий (тенор), Клотильда (сопрано).

Сюжет:

1 действие.

Галлия. 1 в. н. э. Священная роща друидов, жрецов древних кельтов. Верховный жрец Оровез молится богам за прорицательницу друидов Норму (его дочь), к-рая должна призвать галлов к священной войне против римлян-поработителей. Помолившись, Оровез и жрецы удаляются. Появляется прокравшийся в рощу проконсул римлян Поллион с другом Флавием. Поллион признается ему, что Норма, его возлюбленная, больше не волнует его. Он без ума от юной Адальжизы, прислужницы в храме, и, рискуя жизнью, пришел сюда ради нее. Он боится мести Нормы, нарушившей из-за любви к нему обет целомудрия и родившей ему двоих сыновей. Заслышав звон священного щита, созывающего друидов на обряд омелы, римляне скрываются. Окруженная жрицами, входит Норма. При свете луны она совершает священный обряд и срезает ветвь омелы. Друиды уходят. Остается одна Адальжиза. исступленно молящая богов избавить ее от преступной страсти к Поллиону. Вернувшийся римлянин застает ее в слезах. Страстно говорит он ей о своем чувстве и зовет бежать с ним в Рим. Девушка соглашается.

В своих покоях Норма мечется в страданиях. Поллион по приказу Рима покидает Галлию, бросив Норму на произвол судьбы. Ее успокаивает верная подруга Клотильда. В похоях появляется Адальжиза, пришедшая к ней за помощью. Она кается, что полюбила римлянина. Норма, как никто другой, понимает ее страдания. Тут входит Поллион, и ничего не ведающая Адальжиза простодушно указывает на него. Пораженная Норма бросает на Поллиона взгляд, полный проклятья. Адальжиза также потрясена, узнав об их тайне. Никогда она не сделает несчастной Норму! Раздавшийся звон зовет Норму в храм.

2 действие.

Норма снова в своих покоях. Она смотрит на спящих детей. Им уготована ужасная судьба. Или казнь здесь, или рабство в Риме. Ей приходит в голову мысль убить их, чтобы избавить от этого. Она уже выхватывает кинжал, но в последний момент материнская любовь берет верх, и она в смятении отступает. Призвав Адальжизу, она благословляет ее на брак с Поллионом и поручает ей заботу о своих детях. Адальжиза не может принять такую жертву и обещает Норме вернуть любовь римлянина.

В пустынном ущелье затаились галльские воины, готовые напасть на Поллиона. Появившийся Оровез сообщает, что именем богов Норма отказалась благословить их заговор.

Храм друидов. Входит Клотильда и говорит Норме, что попытка Адальжизы не удалась, Поллион неумолим. Более того, он еще сильнее воспылал страстью к Адальжизе и поклялся похитить ее прямо из храма. Норму обуревает гнев. Она решается объявить войну Риму и ударяет в священный щит мечом. Воодушевленные галлы запевают ликующую песню. Слышится шум, и стража вводит связанного Поллиона. Его поймали при попытке похищения Адальжизы. По захонам друидов он должен умереть. Норма, горящая ненавистью и местью, готова сама принести его в жертву богам, но занесенный клинок дрожит в ее руках. Тогда она требует, чтобы их оставили вдвоем. Наедине, вновь охваченная страстью, Норма обещает пленнику жизнь взамен любви. Но гордый Поллион непоколебим. Не помогают даже угрозы убить детей, Адальжизу. Тогда Норма принимает решение. Призвав народ, повелевает она развести костер, на к-рый взойдет истинная виновница всех несчастий! На удивленный ропот толпы следует ответ: "Это - Норма!". Перед смертью кается Норма во всех своих прегрешениях и, поручив Оровезу своих детей, всходит на костер. Потрясенный благородством Нормы, Поллион, в сердце к-poгo оживают былые чувства, следует за ней.

© Е. Цодоков


ДИСКОГРАФИЯ


"Норма" - наиболее часто записываемая опера Беллини, на компакт-дисках доступно более десятка различных версий. А ария Нормы "Casta diva" из первого действия - один из наиболее известных и популярных шедевров мирового оперного репертуара.

Norma. Maria CALLAS, Ebe STIGNANI, Mario FILIPPESCHI, Nicola ROSSI-LEMENI, Paolo CAROLI, Rina CAVALLARI; Chorus and Orchestra of La Scala, Milan / Tullio SERAFIN. EMI mono CDS 556271-2 (3 CD, ADD). Избранные арии и сцены - EMI CDM 764419-2.

Norma. Maria CALLAS, Franco CORELLI, Christa LUDWIG, Nicola ZACCARIA, Piero De PALMA, Edda VINCENZI; Chorus and Orchestra of La Scala, Milan / Tullio SERAFIN. EMI CMS 566428-2 (3 CD, ADD). Избранные арии и сцены - EMI CDM 566662-2.

Во второй половине XX века непревзойденной исполнительницей Нормы была Мария Каллас (1923-1977). Из двух доступных записей этой оперы с дирижером Тулио Серафином самые горячие поклонники певицы лучшей считают запись 1954 года (моно), сделанную ею на пике оперной карьеры. Нужно отметить также участие представительницы старшего поколения - Эбе Стиньяни (1903-1974) в роли Адальжизы. Но более поздняя запись, относящаяся к 1960 году (стерео), имеет свои неоспоримые достоинства. Среди них более ясное звучание оркеста, а главное - это партнеры Каллас - выдающийся тенор Франко Корелли в роли Поллиона и Криста Людвиг в роли Адальжизы. Трудный выбор немного облегчает доступность для каждой из записей избранных мест на одном компакт-диске.

Norma. Joan SUTHERLAND, Marilyn HORNE, John ALEXANDER, Richard CROSS, Yvonne MINTON, Joseph WARD; London Symphony Orchestra & Chorus / Richard BONYNGE. Decca 425 488-2 (3 CD, ADD).

Другая знаменитая исполнительница опер Беллини - Джоан Сазерленд записывала "Норму" дважды. Предпочтительнее представляется первая запись, сделанная в середине 60-х годов.




Купить в интернет-магазине Озон
Винченцо Беллини
ОПЕРЫ (mp3)
Аудиозапись на CD (2006)



главная | оперы | дискография | ссылки | почта

copyright © 2004 IvanFedorov.org

Belcanto.Ru - в мире оперы Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100